Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказали влияние на развитие личности современного ребенка. Примерно 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, вспоминают компьютер наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями.
Вместе с компьютеризацией появились также негативные последствия этого процесса, который влияет на социально-психологическое здоровье детей и подростков. Самым распространенным из них является «компьютерная зависимость». Главный смысл компьютерной зависимости состоит в том, что компьютер начинает управлять человеком. Со временем для зависимого ребёнка становится важен не результат игры, а процесс, в котором теряется контроль над временем.
Первые признаки компьютерной зависимости ребенка
- пропуски школьных занятий из-за компьютерной игры дома или посещения компьютерного клуба;
- просиживание у компьютера в ночное время;
- прием пищи не отрываясь от компьютерной игры;
- представление и ассоциирование себя с героями компьютерных игр;
- отсутствие других увлечений кроме компьютерных игр;
- предоставление преимущества компьютерным играм, чем общению;
- общее время, проведенное за игрой, превышает время выполнения домашних заданий, прогулки, общение с родителями и сверстниками;
- незнание чем себя занять, когда компьютер сломался;
- конфликты с родителями и их шантаж в ответ на запрет проводить время за компьютером.
Подростковый возраст - это период формирования ценностей, расширение социальных контактов, а зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате чего у таких детей наблюдаются отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации, бедность эмоциональной сферы, соматические нарушения (снижение остроты зрения, повышенная утомляемость, нарушение осанки и т.д.) сужение круга интересов, стремление к созданию личного мира, бегство от реальности. Вместо решения возникающих трудностей ребенок погружается в компьютерную игру. Там в игре, ему хорошо: он сильный, смелый, вооруженный, успешный ... Но время, проведенное за игрой не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни, поэтому возвращаясь из виртуального мира в реальный, он чувствует дискомфорт, слабость и беззащитность. И поэтому ему непременно хочется вернуться туда, где он - победитель. Более склонны к компьютерной зависимости дети, родители которых из-за чрезмерной трудовой занятости не могут уделить им достаточно внимания, а часто пытаются материально компенсировать свое отсутствие. Но как известно, общение с родителями для ребенка не могут заменить ни дорогие игрушки, ни вещи, которые покупают им родители в знак дефицита внимания.
Таким образом, компьютер сначала компенсирует общения с родителями, а потом они становятся «незначительными» в жизни ребёнка.
По результатам наблюдений выявлено, что в большинстве случаев, становятся зависимыми дети с неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной). В большинстве случаев, таким детям трудно общаться со сверстниками, круг которых не всегда
воспринимает ребенка таким, какой он есть. В один момент ребенку надоедает доказывать сверстникам, какой он есть на самом деле, он погружается в виртуальный компьютерный мир, где получает возможность реализоваться со всеми своими недостатками, комплексами и амбициями.
Что же может уберечь ребенка от формирования компьютерной зависимости? Ответом на этот вопрос является возможность получать в реальной жизни то, что ему может дать виртуальный мир и тогда ребенок будет защищен от компьютерной и другой видов зависимостей. Этим может быть:
- яркая, насыщенная, интересная жизнь;
- возможность почувствовать азарт и риск
- возможность играть и реализовывать свое любопытство;
- возможность полноценно общаться с родителями и сверстниками
Для профилактики компьютерной зависимости у детей, родители могут руководствоваться такими рекомендациями:
1) Приучайте ребенка правильно относиться к компьютеру как к технического устройства, с помощью которого возможно получить знания и навыки, а не к средству получения эмоций.
2) Не позволяйте ребенку в возрасте 3-5 лет играть в компьютерные игры. Разрабатывайте с ребенком правила работы за компьютером: 20 минут компьютерной игры, 30 минут занятия другими видами деятельности.
3) Не позволяйте ребенку есть и пить у компьютера. Не позволяйте ребенку играть в компьютерные игры перед сном. Договаривайтесь с ребенком, выполнять эти правила.
4) Не используйте компьютер как средство для поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания на дому, компьютер не должен стать компенсацией.
5) Помогайте ребенку преодолевать негативные эмоции, которые всегда присутствуют в жизни каждого человека (разочарование, горечь, обиду, агрессию и т.д.), и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение за компьютерной игрой.
Рецепт от любой деструктивной зависимости, будь то компьютер, телевизор, алкоголь или наркотики, - полноценное и гармоничное общение всех членов семьи, а точнее, их взаимная любовь.