«Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний». Великий Альберт Эйнштейн считал, что основная задача учителя заключается в том, чтобы побудить учеников к творческому мышлению и развить в них желание самостоятельно учиться. Способный на это учитель является венцом педагогической системы.
Сколько себя помню, меня всегда интересовали законы мироздания. Будучи учеником младших классов, я не мог понять, почему самолеты летают и не падают, почему большие круизные лайнеры ходят по морю и не тонут, почему небо голубое, отчего появляется радуга и как возникает завораживающее всех северное сияние… Все это казалось каким-то волшебством. Вопросов было очень много, и не на все находились ответы. Родители смеялись и подшучивали надо мной, зная мою любовь к «почему и как». «Вопросы - то из области физики», - говорил они. Я пока не понимал, что такое «Физика».
Когда в 7 классе началось преподавание физики как школьного предмета, вопросов постепенно становилось больше. Учитель физики, Леонова Юлия Владимировна, оказалась человеком, любящим свою профессию, внимательным к детям, именно она знала все ответы на мои некогда детские вопросы. И я, и мои одноклассники смотрели на нее с восторгом. Переходя из класса в класс, я понимал, что физика становится все интереснее, нагляднее и ярче. Несмотря на трудные задания, которые приходилось иногда «в муках» решать, интерес к предмету не был потерян.
Свою задачу учитель физики видела в стимулировании нас к поиску разгадок явлений природы на каждом уроке. Физика - наука экспериментальная, поэтому все мы постигали законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения с удовольствием выполняли домашние задания, лабораторные и практические работы в классе, участвовали в олимпиадах и предметных неделях. Так в моей жизни появился не просто учитель, а учитель - наставник, который на протяжении нескольких школьных лет вел меня по удивительным тропинкам физики.
Кто же такой наставник и какими качествами он должен обладать? Я думаю, что это человек, передающий свой опыт и навыки, необходимые для стимуляции и поддержки процессов самореализации. Именно он, наставник, выбирает наиболее рациональные методы и приемы по отношению к развитию и самосовершенствованию учащегося.
С большим интересом в седьмом классе, а затем и в восьмом я стал посещать кружки по внеклассной деятельности: «Удивительный мир физики», «Физика вокруг нас», где не раз я слышал от Юлии Владимировны такие фразы: «Расскажу - ты послушай», «Покажу - ты посмотри», «Сделаем вместе», а затем были мои первые робкие выступления в школьных научно-практических конференциях «Первые шаги в науку». Первые благодарности и дипломы в номинациях за «Активное участие» я вспоминаю с улыбкой, ведь далее будут такие номинации, как «Оригинальность в раскрытии темы», «Содержательный анализ исследуемой проблемы». Да и чаще на кружковой работе уже будут звучать другие фразы педагога: «Сделай сам - я подскажу», «Сделай сам и расскажи, что сделал». Только повзрослев, я осознал, что начался следующий этап моего интеллектуального развития, ведь мудрый педагог понимал, что каждое зернышко дает свой росток и интерес к физике у меня возрастает. Во время уроков Юлия Владимировна не только использовала групповые формы занятий для всех учащихся, но и учитывала мои индивидуальные способности: часто я решал на уроках, а после них и на кружках задачи повышенной сложности, что помогло мне впоследствии одержать победу в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по физике (диплом 1 место), а затем и поступить в заочную физико-техническую школу при МФТИ (справка-подтверждение).
Хочется отметить личные качества и компетенции моего наставника — это гибкое профессиональное мышление, умение оказать вовремя помощь, осуществлять обратную связь, прогнозировать ситуацию успеха. Так, призовое место в муниципальной олимпиаде по физике в 9 классе 2018 году, а затем и призерство на окружном уровне во Всероссийской олимпиаде по физике помогло мне сориентироваться в выборе профиля в 10 классе и способствовало профессиональному определению, которое я связываю с точными науками. Кроме того, призовые места (дипломы третьей степени) в онлайн-олимпиадах «Физтеха» МФТИ в 10 классе, а затем в 11 подтверждают, что мы с наставником идем в правильном направлении.
Мне кажется, что педагогическим кредо моего учителя являются слова «Учиться и саморазвиваться всегда и везде!». Именно это она старается привить и нам. Меняется время, меняется общество, меняются ученики. Учителям тоже приходится меняться чуть быстрее, чтобы научить современных детей. МАОУ «СОШ города Билибино» - участник тематической программы «Школа Росатома», куратором сетевого проекта в нашей школе является Юлия Владимировна. Именно в этом проекте воплощаются психологические и педагогические идеи наставничества, здесь можно прочувствовать доверие, поддержку и позитивное отношение наставника. «Школа Росатома» — это целая система развития школьников: от школьных викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, сетевых олимпиад до серьезных проектов и конференций, участником которых я стал. В 2019 году под руководством наставника я проверил свои умения планировать деятельность, грамотно ставить задачи и контролировать результативность обучения. Как победитель второго этапа конкурсного проекта «Наш класс - Атомкласс», я стал участником профильной смены ФГБОУ «МДЦ «Артек» (13 смена, 2019 год).
В 2020 году в связи с 75-летием атомной промышленности я принял участие в X Юбилейной Школе-конференции Молодых атомщиков Сибири-2020. Это ежегодное мероприятие проходило в городе Томске при поддержке Госкорпорации «Росатом», но из-за пандемии прошло в режиме онлайн. Среди 24 школьников-исследователей секции «Технологии-шаг в будущее» моя научная работа «Ядерная медицина и перспективы ее развития» была отмечена Национальным исследовательским Томским политехническим университетом. Тезисы работы опубликованы в сборнике конференции («X Школа-конференция Молодых атомщиков Сибири»: сборник тезисов и докладом 9-13 ноября 2020, г. Томск. г.Кемерово: изд-во «Практика», 2020.-242.). Хочу сказать, что это был первый мой опыт на таком высоком уровне. Курировала работу и помогла сориентироваться в огромном объеме материала, конечно же, учитель физики и руководитель школьного «Атомкласса» Леонова Юлия Владимировна, мой наставник. Я считаю, что это, безусловно, наш с Юлией Владимировной успех-результат, к которому мыуверенно шли, начиная с 7 класса (вспомним первые «робкие» школьные конференции «Первые наши в науку»). Именно Юлия Владимировна несколько лет назад увидела во мне любознательность, упорство и стремление познать в совершенстве окружающий мир, просто «мальчика, влюбленного в физику», увидела - и вовремя поддержала!
В этом году я завершаю обучение в школе города Билибино, в каком вузе страны продолжу образование - время покажет, но вот то, что моя будущая профессия будет связана с физикой, я знаю точно. В течение жизни может быть много учителей, помощников, руководителей, но окажется ли рядом такой человек, который станет настоящим другом, станет Наставником?! Юлия Владимировна Леонова именно такой человек, ведь это она помогла мне сделать ПЕРВЫЕ ШАГИ НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ!